Вопросы Proleed и ответы на них от ФАС о 38-ФЗ про обзорные статьи

Чтобы иметь официальное документальное подтверждение того, что обзор нескольких сервисов в едином стиле не считается рекламой и не требует маркировки, команда Proleed направила в ФАС несколько отдельных запросов по конкретным страницам, которые представляют основной формат обзорных статей и блок репетиторов, которые используют наши вебмастера. Запросы были оформлены от лица обычного человека, который занимается ведением своего сайта или блогерством на внешних площадках.
Наиболее полные ответы и относительно быстро (за 10-20 дней) ФАС дала на запросы, которые мы послали до 30 августа 2023 года.
На запросы созданные 3 сентября 2023 года мы получали несколько раз ответ-отписку типа "посмотрите наши примеры", потому приходилось повторно отправлять этот же запрос на доработку до 3х раз!!! В общей сложности ответы на вопросы от 3 сентября мы получили через 2.5 месяца.

Отдельный акцент делался на то, что в статьях есть партнерские ссылки и промокоды. Приводим список вопросов Proleed и ответов ФАС на них:



Запрос 1 (Про партнерские ссылки в обзорной статье)
Является ли формат публикации нескольких онлайн школ на сайте с партнерскими ссылками на кнопке "Перейти на школу" https://www.deutschviaskype.ru информационным материалом (и не нужно маркировать)? Или это реклама (и нужно маркировать)?

Ответ ФАС
Факт размещения на сайте партнерских ссылок в едином стиле ("Перейти на сайт <...>"), направленных на информирование посетителей сайта о теме, которой посвящен ресурс, не является призывом к покупке и сам по себе не свидетельствует о том, что наполнение сайта является рекламой.


Запрос 2 (Про блок репетиторов)
Является ли страница сайта с репетиторами из разных онлайн школ информационной страницей (и маркировка не нужна) или этот формат считается рекламой (и маркировка нужна) - https://www.deutschviaskype.ru/repetitors.php На странице преподаватели всегда висят статично: кто-то всегда вверху, кто-то всегда внизу, но явно ни цветом ни прочими особенностями никто из репетиторов не выделяется. С каждого репетитора идет 2 кнопки - Подробнее (более подробно на этом же сайте) и Перейти на онлайн школу - это партнерская ссылка на школу, в котором преподает репетитор

Ответ ФАС
ФАС России сообщает, что в случае, если информация размещена в едином стиле, направлена на освещение тематики блога, а также в отсутствие призывов к приобретению товаров (услуг), такая информация не является рекламой.
Дополнительно ФАС России сообщает, что факт размещения на сайте партнерских ссылок в едином стиле ("Перейти на сайт <...>"), направленных на информирование посетителей сайта о теме, которой посвящен ресурс, не является призывом к покупке и сам по себе не свидетельствует о том, что наполнение сайта является рекламой.


Запрос 3 (Про обзор нескольких онлайн школ)
Проверьте пожалуйста страницу https://www.studyfrench.ru/article/sovety/top-10-onlayn-shkol-francuzskogo-yazyka с обзором 10 различных онлайн школ французского на предмет того, информационный это материал (и маркировка с отчетами в ОРД не нужны) или это реклама, которую нужно маркировать?

Ответ ФАС
Также ФАС России сообщает, что размещение справочной информации, направленной на информирование посетителей сайта по вопросу, относящемуся к тематике сайте, не выделяющаяся среди иной информации, размещенной на сайте, не является рекламой.


Запрос 4 (Про обзор нескольких онлайн школ)
Я занимаюсь публикацией обзорных статей на различные сервисы, в частности вот есть обзор 20 онлайн школ английского. Все в одном стиле: https://vc.ru/u4ionline/747983-kursy-angliyskogo-yazyka-top-20-luchshih-onlayn-shkol-2023 При этом, какие-то школы предоставляют промокоды на скидки на свои уроки - я их тоже размещаю.
Ссылки на школы у меня партнерские, то есть если кто-то вдруг перейдет на школу у оплатит там уроки, то школа мне даст вознаграждение. Правда из 20 школ доход получается только от 3-5, остальные не дают дохода.
Это считается как информационный материал и маркировка не нужна или это реклама, которую нужно маркировать?

Ответ ФАС
В соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом «О рекламе», ФАС России осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере рекламы, предметом которого является соблюдение рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями обязательных требований, установленных указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере рекламы.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
По смыслу пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» товаром признается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Вместе с тем согласно пункту 3 части 2 статьи 2 Федерального закона «О рекламе» данный закон не распространяется на справочноинформационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.
Следует отметить, что вопрос отнесения информации к рекламе или иной информации, не являющейся рекламой, решается в каждом конкретном случае, исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств её размещения.
По мнению специалистов ФАС России, информация, содержащая одинаковый набор сведений об организациях и оказываемых ими услугах, сгруппированная по определенным рубрикам, размещенная на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», представляющем собой каталог, носит справочно-информационный характер, поскольку направлена на извещение потребителей о существовании того или иного товара, предлагаемого к продаже. При размещении кратких, информационных сведений такая задача, стоящая перед рекламой, как информирование и поддержание интереса к конкретному юридическому лицу и его товару, не выполняется, поскольку подобная информация, размещенная среди таких же однородных сведений многих юридических лиц, не позволяет выделить какое-либо одно лицо, товар и сформировать к нему интерес.
Не относится к рекламе единообразная информация о производимых или реализуемых товарах, размещённая на сайте владельца агрегатора информации о товарах (услугах), а также страницах владельца агрегатора информации о товарах (услугах) в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в официальном приложении для мобильных устройств, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта соответствующей страницы в социальной сети, мобильного приложения об ассортименте товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования и сгруппированы по определенным рубрикам.
При этом не является рекламой информация о товарах, размещённая на официальном сайте производителя таких товаров (лица, оказывающего услуги), на страницах производителя таких товаров (услуг) в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в официальном приложении для мобильных устройств, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта, соответствующей страницы в социальной сети, мобильного приложения об ассортименте своих товаров (услуг), условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования.
Учитывая тот факт, что сайт, страница в социальной сети или мобильное приложение являются информационными ресурсами и создаются с целью размещения наиболее полной информации, например, о деятельности компании, её товарах и услугах, и последующего ознакомления заинтересованных лиц с данной информацией, посещение таких ресурсов рассматривается как возможность для потребителя получить необходимый объём сведений о компании, производимых товарах, акциях и т.п. в целях правильного потребительского выбора. Такие сведения носят информационный и справочный характер, соответственно на них положения Федерального закона «О рекламе» не распространяются.
Вместе с тем не является рекламой информация о реализуемых товарах разных производителей, размещённая на официальном сайте продавца данных товаров, на страницах продавца данных товаров в социальных сетях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в официальном приложении для мобильных устройств, если указанные сведения предназначены для информирования посетителей сайта, соответствующей страницы в социальной сети, мобильного приложения об ассортименте реализуемых товаров, условиях их приобретения, ценах и скидках, правилах пользования. Также при указанных способах размещения информации не является рекламой информация о хозяйственной деятельности компании, акциях и мероприятиях, проводимых данной компанией, контрагентах (партнерах) данной компании и т.п.
Однако в отдельных случаях, когда размещаемая на сайте, на странице в социальных сетях, или в приложении для мобильного устройства продавца товаров разных производителей информация направлена не столько на информирование потребителя об ассортименте предлагаемых товаров, работ, услуг или деятельности компании, в том числе о контрагентах (партнерах) данной компании, сколько на привлечение внимания к конкретному товару, работе, услуге и их выделение среди однородных товаров, работ, услуг (например, путем размещения стационарного баннера, размещаемого на каждой странице сайта и не связанного с содержанием таких страниц и т.п.), такая информация может быть признана рекламой, и на такую информацию распространяются требования Федерального закона «О рекламе».
Кроме того, может быть признана рекламой размещаемая на сайте, на странице в социальных сетях компании, в официальном приложении для мобильных устройств информация об иных хозяйствующих субъектах, если такая информация привлекает внимание к таким хозяйствующим субъектам, а не деятельности компании. Как следствие, реклама, размещаемая указанным способом, должна соответствовать требованиям Федерального закона «О рекламе».
Также предлагаем Вам ознакомиться с более подробной информацией по теме размещения рекламы в сети «Интернет» на сайте ФАС России по адресу: https://fas.gov.ru/pages/reklama_v_internete В разделе размещена справочная информация, ответы на часто задаваемые вопросы и примеры проявления признаков рекламы.


Вопрос 5 (официальный, но не от Proleed)
Признаются ли рекламой отзывы на товар от покупателей данного товара, размещенные в специальном разделе?

Ответ ФАС
Отзывы о товаре в специальном разделе рекламой не являются, поскольку в оставленных отзывах содержится личное мнение покупателей.


Вопрос 6 (официальный, но не от Proleed)
Будет ли считаться рекламой призыв подписаться на свои социальные сети?

Ответ ФАС
Призыв подписаться на свои каналы/сообщества в социальных сетях или посетить иные свои ресурсы в сети Интернет не является рекламой, поскольку данный призыв преследует справочно-информационные цели и информирует посетителей ресурса о существовании иной страницы/канала/сообщества в социальной сети.


Вопрос 7 (официальный, но не от Proleed)
Может ли считаться рекламой призыв подписаться на чужие социальные сети?

Ответ ФАС
В случае если информация с призывом подписаться на страницу в социальной сети/посетить сайт иного лица указывает также на товар или услугу, которые производятся или реализуются владельцем такой страницы в сети Интернет, дает их характеристики, призывает к покупке товара (услуги), то такая информация относится к рекламе.


Вопрос 8 (официальный, но не от Proleed)
Будет ли считаться рекламой информация, размещенная бесплатно?

Ответ ФАС
К признакам рекламы не относится факт получения вознаграждения за ее размещение. Антимонопольными органами оценивается содержание размещаемой информации. Если информация содержит объект рекламирования, адресована неопределенному кругу лиц, имеет целью формирование и поддержание интереса к конкретному товару, то такая информация будет признана рекламой.

Как отличить рекламу от информационного материала



Заработок в CPS сети Proleed
Для просмотра сайта обновите браузер